среда, 10 июля 2013 г.

Проблемы и пробелы современного гражданского образования в Беларуси

Что представляет собой гражданское образование в Беларуси? С какими проблемами оно стакивается? Какие гражданские компетенции являются…
Что представляет собой гражданское образование в Беларуси? С какими проблемами оно стакивается? Какие гражданские компетенции являются актуальными здесь и сейчас? На эти и другие вопросы искали ответы участники семинара-конференции “Беларусское гражданское образование и актуальные гражданские компетенции”, прошедшей 4-5 ноября в Минске. 
Исторически гражданское образование развивалось как сфера деятельности, обеспечивающая установление и воспроизводство отношений между государством и гражданами. Содержание гражданского образования определяется исторически и культурно изменяющимися отношениями между гражданином и государством. Таким образом, гражданское образование – это образование гражданина, готового и способного включаться в эти отношения, быть в них адекватным и успешным.
Наиболее разработанная и известная система гражданского образования – американская – основана на традиционной идее политического гражданства. Гражданское образование рассматривается как важнейший фактор политической социализации личности и представляет собой многоступенчатую систему передачи демократических ценностей и норм поведения, а также обучения практике демократии.
- В настоящее время происходит переосмысление содержания гражданского образования на основании установления новых отношений между государством и гражданами, – отмечает эксперт Агентства гуманитарных технологий Татьяна Водолажская. - Общее направление изменений можно обозначить как перенос доминирования в определении сути и содержания гражданского образования от государства к гражданам. Это значит, что Беларуси и беларусам надо перейти от традиций советского гражданского образования, которое строилась на основании отношений государство-подданный, к современным европейским практикам гражданского образования, построенным на постоянном развитии прав человека, не утратив в этом пути свое национальное государство.
Доцент кафедры политологии и международных отношений МГЛУ Вячеслав Бобрович выделяет в современной Беларуси два крайних подхода к определению целей и задач гражданского образования: государственный и негосударственный.
В рамках государственного подхода, в силу моноцентричности созданной в стране политической системы, разногласий практически не наблюдается. Основные положения официальной концепции гражданского образования выражены в курсе “Основы идеологии беларусского государства” и реализуются в проводимой по всей стране идеологической работе.
Главными недостатками данной концепции являются ее несоответствие заложенным в Конституции Республики Беларусь нормам и ценностям, неопределенность понятий “гражданин” и “гражданственность”, воспроизводство архаичных представлений о гражданственности, уклон в патриотическое воспитание, эклектичность и др.
В рамках негосударственного подхода разнообразие концепций выражено в гораздо большей степени. Вячеслав Бобрович в числе основных называет национально-демократический и либерально-демократический проекты, а также концепцию, предлагаемую совместно Агентством гуманитарных технологий и Центром социальных инноваций и разработанную на базе “Культурной политики”. Недостатки, обычно приписываемые первым двум концепциям, связаны с определенной неготовностью современного беларусского общества равно как к возрождению национальных, так и к восприятию чисто западных ценностей. Концепция “Культурной политики” была задумана как трезвая альтернатива всем вышеперечисленным, призванная преодолеть их недостатки, заимствуя и используя при этом присущие им позитивные наработки (утверждение ценности суверенитета у государственников, беларусизацию у национал-демократов и европеизацию у либеральных демократов). В рамках концепции “Культурной политики” предполагается последовательно пройти следующие этапы: десоветизация, беларусизация, европеизация.
- Связь беларусизации и европеизации до недавних пор не осознавалась как проблема. Во все программы, реализуемые в рамках концепции альтернативной молодежной политики, входят демонстрация демократических практик и трансляцию европейских ценностей. Но зачастую бывает, что после более подробного ознакомления с ними многие молодые люди хотят покинуть Беларусь, – рассуждает эксперт Альтернативной молодежной платформыИрина Белая- Получается, гражданское образование способствует эмиграции беларуских активистов. Может быть, нужно подумать о введении какого-то теста на беларусизацию, чтобы проверить, насколько прочно человек привязан к Беларуси.
В гражданском образовании проблем, конечно, много, отмечает Ирина Белая. Молодежные организации слабы, малочисленны, и наши программы направлены на их организационное развитие. Например, программа “Академия первых” – это подготовка демократически ориентированных молодежных лидеров, которые могут активно проводить изменения в своих локальных сообществах. Следующий уровень – программа повышения квалификации членов организации. Проект “Быть на связи” сделан для улучшения связи организаций с их целевыми группами через интернет-технологии. Участники проекта учатся создавать, заполнять, модернизировать сайты и продвигать их. Другой проект этой серии – школа менеджеров молодежных НГО.
- Гражданским образованием занимаются и государственные структуры, тот же БРСМ. Но это не является в полном смысле гражданским образованием, поскольку вдалбливание в умы государственной идеологии отнюдь не формирует критическое мышление, – считает эксперт Общественной организации “Экодом” Инна Жизневская- В вузах отсутствует место для дискуссии с преподавателем и воспитания критического мышления. А чтобы возникла критическая масса мыслящей молодежи, гражданское образование должно охватить как можно больше людей и решить эту задачу. У нашей организации экологическая направленность, но это лишь часть содержания гражданского образования. Другая, главная часть – попытка формирования критического мышления. В этом году мы делаем акцент на адвокатировании. Если человек научится защищать свои интересы в экологии, то сумеет воспользоваться своими знаниями применительно к любой другой сфере.
Критическое мышление – одна из важнейших гражданских компетенций, в которые также входят компетенция диалога, принятия решений, проектирования и прогнозирования и др.
- Гражданские компетенции – это компетенции, которые позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, основываясь на знании социальных и политических понятий и структур, а также на готовности к активному демократическому участию, – дает определение руководитель “Таварыства беларускай школы” Тамара Мацкевич- Гражданская компетентность – это способность быть полноценным гражданином, активным субъектом всех общественных отношений – интеллектуальных, политических, социальных.
- Мы учим универсальным гражданским компетенциям, но проблема в том, что мы даем их до того, как люди знакомятся с ними на практике, – говорит Ирина Белая. - Это как будто кормить людей, которые не проголодались. У них еще нет потребности в компетенции демократического способа принятия решений, потому что нет возможности в таком процессе поучаствовать.
Гражданское образование в Беларуси по своей сути мозаично, полагает социолог Ирина Дунаева.
- В Беларуси, начиная с середины 90-х гг. XX века, многочисленные проекты демократического гражданского образования ориентировались на образец, основной чертой которого являлась центрированность, – утверждает Ирина Дунаева. - Этот образец оказался недостижим не только по причине отсутствия государственной поддержки, но и в силу плюрализма актеров на этой сцене. На практике же реализовывалась модель мозаичного гражданского образования. Хотя оно не всегда удовлетворительно ни по охвату различных социальных групп, ни по объему, часто – и по качеству, тем не менее, оно потенциально адекватнее в отображении многообразия структуры беларусского общества и его нужд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий