среда, 10 июля 2013 г.

Отображение гражданственности

Какие гражданские ценности транслируют люди искусства в Беларуси?
Сегодня содержание гражданственности формируют не столько те, кто занимается гражданским образованием в форме обучения, сколько деятели культуры и медиа-персоны, гораздо в большей степени влияющие на формирование гражданского духа. Какие гражданские ценности транслируют беларусские творческие люди с помощью своих арт-продуктов?

Примеров беларусских арт-продуктов, имеющих гражданскую составляющую, можно найти довольно много. Если трактовать гражданственность как нравственную позицию, выражающуюся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (страна, семья, церковь, профессиональная или иная общность), то эта ответственность понимается в разных аспектах. Рассмотрим некоторые из них.
История Беларуси
Например, о нашей истории рассказывает известный мультфильм «История Беларуси за 5 минут».
- Этот продукт был создан с совершенно четкой маркетинговой задачей – сделать известной кампанию «Будзьма беларусамі!» и то, чем она занимается – популяризация беларусского языка и беларусской культуры, – говорит один автор идеи мультфильма Юлия Ляшкевич. - Но произошла интересная вещь. Продукт, который изначально должен был рекламировать определенный товар, выявил дополнительные положительные качества, ценности. Он рассказывает на беларусском языке историю Беларуси. Задача мультфильма была – просто развлечь, заинтересовать людей. Но получился интересный «побочный эффект»: посмотрев мультфильм, люди начинают задумываться о том, кто они есть, что представляет собой их страна и т.п.
Таким образом, изначально прагматичный подход – как привлечь и заинтересовать аудиторию – переплелся с романтизмом и стал выполнять другие задачи, гражданственные: заставить беларусов задуматься о самих себе, осознать, что история нашей страны весьма насыщенна и интересна.
Малоизвестный отрезок беларусской истории между двумя мировыми войнами раскрывает «Народный альбом». Автор концепции «Народного альбома» Михаил Анемподистов сумел восстановить содержание и дух особой эпохи в истории Беларуси в современном звучании.
- Я обычный гражданин Беларуси, один из носителей ее культуры, и для меня совершенно естественно чувствовать ответственность за страну, за ее культуру, – говорит Михаил Анемподистов, подчеркивая, что он бы «избегал пафосных терминов вроде гражданственности и гражданских ценностей». Анемподистов считает, что творческие люди как генераторы идей всегда испытывают чувство ответственности за культуру, за страну и в рамках своей деятельности выполняют свои обязательства. Это абсолютно нормально, так было всегда. Интеллигенты, интеллектуалы потому таковыми и являются, что несут ответственность за страну, за то, что в ней происходит: они обращают внимание на проблемы и в форме художественных произведений предлагают свои варианты решений.
Государственные символы
Тему государственного флага Беларуси оригинально интерпретировали креативщики студии дизайна «Адліга», создавшие дизайнерский флаг под названием United BYdom: форма – британский «Юнион Джек», а расцветка – беларусская, красно-зеленая с орнаментом. Такой парадоксальный креатив заставляет другими глазами посмотреть на наш государственный символ, заставляет задуматься.
- Для меня творчество – это рефлексия и реакция на дискомфорт, – поясняет директор «Адлігі» Анатолий Лазар. –Ведь нужна определенная смелость, чтобы демонстрировать свои идеи, взгляды. В этом для меня и заключается гражданственность.
Свою вариацию на тему государственных символов – серию логотипов «Мы один народ» – предложил художник Максим Король.
- Идея проекта заключалась в том, чтобы отвлечь внимание людей от искусственной конфронтации по поводу государственной символики и снять разделение одного народа на два лагеря, – сказал автор логотипов Максим Король. - Проект «Мы один народ» мы готовили вместе с АГТ-ЦСИ, чтобы привлечь внимание к диалогу и выслушиванию сторон друг другом.
Идеальный гражданин Беларуси
Один из авторов проекта «Безумное чаепитие» Евгений Липкович признается, что не очень-то задумывался о гражданских ценностях при создании роликов для интернет-телевидения. Цели были несколько другие: посредством заявленной темы выразить свое отношение к тому, что происходит в стране. Это и есть составляющая гражданства.
- Те люди, которых мы сняли в «Безумном чаепитии», на самом деле представляют собой идеальных граждан: это люди, неравнодушные к происходящему, – отмечает Евгений Липкович. - В этом смысле идеальный гражданин Беларуси ничем не отличается от идеального гражданина России, Китая или США. Идеальный гражданин – это в первую очередь патриот, которого волнует практически все, что происходит в нашей стране. Хотя мы обсуждали и отвлеченные темы, например Шекспира, но при этом мы всегда говорили о том, что нас волнует – о беларусской политике, о нашей действительности.

Дискуссия о гражданственности и трансляции гражданских ценностей через арт-продукты пройдет в эту пятницу в рамках арт-ивента “Гражданственность.BY”, организованного Ассоциацией дополнительного образования и просвещения (АДОиП).

Гражданственность есть такое состояние и образ жизни человека, когда он принимает на себя ответственность за свою страну, напомнил член Совета АДОиП Леонид Калитеня. Гражданственность предполагает наличие чего-то, объединяющего людей. В начале ХХ века с этим было просто: национальная идея, флаг, герб, гимн, паспорт и др., но сегодня этих атрибутов явно недостаточно. Если в начале ХХ века гражданственность внедрялась с помощью административных мер, то сейчас все большее значение приобретает самосознание. А оно формируется не через полицейские меры, а через развитие внутреннего мира человека. А художники через свое искусство продвигают гражданское самосознание тонким образом.
- Сейчас время меняется очень быстро, - говорит Леонид Калитеня. – Срок жизни арт-продукта измеряется уже не веками, а годами или даже месяцами. Поэтому ни один мультфильм или логотип в отдельности не будут формировать гражданственность. Актуальным становится круговорот этих продуктов и дискуссия о них. Гражданственность формируется в ежедневном общении, коммуникации. А конечная цель – формирование беларусской нации как достойной нации среди европейских народов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий