вторник, 10 марта 2015 г.

Леонид Калитеня: В Беларуси одновременно живут как минимум четыре типа граждан, а страна одна!

Леонид Калитеня: В Беларуси одновременно живут как минимум четыре типа граждан, а страна одна!Фото Центра социальных инноваций
Что будет, если посадить за один стол представителей НГО, членов БРСМ и кого-нибудь из ответственных идеологов для дискуссии на тему современной беларусской гражданственности?
"Кураня" на крыльях гражданского образования слетал в Витебск
Круглый стол "Гражданское образование в Беларуси: просто о сложном" состоялся в Витебске в начале марта. В нем приняли участие представители НГО, студенты государственных вузов и даже местные идеологи, поэтому дискуссия по актуальным вопросам сферы гражданского образования получилась неординарной. Кроме того, в рамках мероприятия состоялся просмотр мультфильма "История Беларуси за 5 минут" от кампании "Будзьма", а также фильма "Билингвы, ці Кураня з сэрцам".
Координатор круглого стола, директор Центра социальных инноваций и продюсер фильма Леонид Калитеня поделился с "ЕвроБеларусью" комментарием по поводу содержания и продуктивности региональной встречи.
Вы против террора или за ополчение "Витебской Народной Республики"?
- Очень важно, что в мероприятии участвовали студенты, а также были преподаватели вузов, в том числе, идеологические работники. Концепция гражданского образования основана на том, что независимо от наших политических взглядов страна у нас одна, и спасать или развивать ее придется всем. На этом круглом столе была уникальная возможность все-таки не молчать, а говорить представителям государственной идеологии, ее студентам-потребителям и представителям руководства вузов.
А для того, чтобы они разговорились, мы использовали не только презентацию, но и фильмы, мультфильмы. Состоялся очень хороший, где-то провокационный, а где-то теплый разговор на предмет того, что же нам делать дальше. Например, был такой вопрос: если завтра в Витебске образуется "Витебская Народная Республика", на чьей вы будете стороне? Люди, конечно, призадумались.
В целом ответы студентов на вопросы были крайне наивными. Еще в начале встречи один из них сказал: "Здравствуйте, мы - будущее страны!". На что я ему ответил: "Так что, значит, я - прошлое страны?". В студентов вбиты лозунги, которые совершенно не рефлексируются. Государственная идеология для них - это кричалки, речевки. Так вот на круглом столе мы слышали от некоторых студентов много пустых, не обеспеченных аргументацией и содержанием кричалок.
Например, история Беларуси у кого-то ассоциируется с ВКЛ и БНР, а для кого-то она началась только после Второй мировой войны из-за преподанной им идеологии. Так вот, замдекана по идеологии из одного вуза призадумался и сказал: "Ну да, здесь есть возможные варианты". А студенческие активисты заявили: "Да нету никакой другой истории и идеологии! Это у вас там, в Минске, она есть, а у нас, в Витебске - чисто, хорошо и красиво". Вот такие "комсомольцы" в БРСМ...
Застрявшие в СССР
- Главная проблема нашего гражданского образования в том, что существуют минимум четыре его версии. То есть, в Беларуси одновременно живут как минимум четыре типа граждан, а страна одна! И будущее, получается, у нас одно.
Есть господствующая идеология государства о том, что Беларусь - наследница советской истории и фактически советских инструментов для массового гражданского образования. Соответственно, люди этого типа как бы доживают в бывшем Советском Союзе.
Есть немалая социальная группа, которая позиционирует себя как продолжатели Адраджэння, которое включает  и "бел-чырвона-белы сцяг", и "мову" и так далее. И эти люди несовместимы с первым, господствующим (государственным) типом людей.
Есть третий тип - люди европейско-космополитического типа, которые видят себя гражданами не конкретной страны, а уже как бы всего мира. Национальные идеи и ценности для них - вчерашний день. Они выше столкновений "бел-чырвона-белых" и "красно-зеленых".
Накипь на революции "русского мира" и лай на российском ТВ
- Очень четко сейчас стал наблюдаться и четвертый тип - представители "русского мира" и "славянского братства". Для них три предыдущих типа - накипь на мировом процессе, с которым они себя отождествляют, потому что для них лишь "русский мир" сейчас очень актуален.
На круглом столе были представители всех четырех типов. Один из студентов был явным сторонником "русского мира". Он влез в полемику, но затем, увидев соотношение сил и свою неготовность к ней, воздержался. Он ожидал, что все единым фронтом будут против него, но выяснилось, что есть целых три фронта. Ему было все-таки трудно понимать и принимать это разнообразие мнений.
Отмечу, что такие круглые столы мы проводим в рамках публичных дискуссий на предмет вопросов гражданственности, приоритетов гражданского образования и так далее. Сейчас у нас нет выхода на широкую аудиторию, и я думаю, в Беларуси просто отсутствует культура обсуждения различных политических и гражданских пристрастий. Дискуссии об этом должны были бы вестись десятилетиями, чего не происходило. Наоборот, они ограничивались и пресекались.
Поэтому лишь в маленьких кругах, особенно, при наличии хорошего фильма для дискуссии, мы можем как-то обсуждать упомянутые вопросы. Если делать это с большой аудиторией, то получим то, что показывают по российскому телевидению - лай людей друг на друга.
Метаморфоза идеолога: Русский язык не должен быть в приоритете!
- После показа в рамках круглого стола фильма "Билингвы, ці Кураня з сэрцам", нам предложили другую концовку ленты - более трагичную для "беларускамоўнага" героя. Благодаря формату и содержанию фильма, люди принимают его близко к сердцу, и это приятно. Другой вопрос, что понять всю проблематику фильма им несколько тяжело. Обычно все скатывается на обсуждение "мовы".
Мне не хватает того, чтобы люди обсуждали не только это, про флаг, герб, но вспомнили и про наше будущее, экономику, образование. Нам по всем вопросам нужно договариваться. А делать это как раз мы не очень умеем.
Фильм посмотрели, в том числе, и два представителя отделов идеологии. Одна женщина сказала, что для беларусов нормально знать два языка, и не совсем правильно, что один из них - в жестком приоритете.
Второй идеолог, которая конечно не несет прямой ответственности за закрытие беларусских школ в последнее десятилетие, но по факту как бы принадлежит к осуществляющей такую политику стороне, сейчас находится в некотором замешательстве. Она не знает, как объяснить своему ребенку, для чего нужна "мова".

Источник: http://eurobelarus.info/news/society/2015/03/10/leonid-kalitenya-v-belarusi-odnovremenno-zhivut-kak-minimum.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий